|
Капельмейстер
— лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и
разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и
оркестровому дирижеру.
В прежние времена придворные капельмейстеры должны были сочинять музыку
к обедам (нем. Tafelmusik), а также по поводу разных торжественных
случаев; напр. Йозеф Гайдн, будучи капельмейстером у князя Эстергази,
большую часть своих сочинений написал для княжеских придворных
концертов. В более позднее время обязанности капельмейстера и
композитора сливались обыкновенно только в должности балетного
капельмейстера (напр. в России — Пуни, Визентини, Дриго).
В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя целый штат
музыкантов - оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат стал называться
капеллой, а его руководитель - капельмейстером.
Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он
должен был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и
сочинять музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за
нотной библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что
соблаговолит поручить ему господин.
Со временем у капельмейстера остались преимущественно дирижерские
обязанности. Еще позднее руководителя симфонического оркестра
капельмейстером называть перестали: этот термин относился до недавнего
времени только к дирижерам военного духового оркестра. Теперь же это
звание совсем вышло из употребления.
В настоящее время капельмейстер - это руководитель симфонического
оркестра называемый дирижёром, духового военного оркестра — военным
дирижёром, хора — хоровым дирижёром или хормейстером.
|